Рубрики

Виртуальная экскурсия " История храмов Первомайского района" день 4.

Христорождественский храм в с. Староклёнском берёт своё начало в далёком XVII веке. Точной даты появления храма, к сожалению нет. Однако в окладной книге 1676 года упоминается с. Старосклёнское в составе Козловского уезда, Иловайского стана с церковь. «Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» и что « у тое церкви церковные земли двадцеть четвертей в поле. Сенных покосов на сорок копен. Земли и Луги великого государя жалованья. А иных никаких угодий нет. У тоеж церкви двор попа Григория, двор пономарской, двор бобыльской. В приходе той церкви: сто двадцать два двора детей боярских, двадцеть два двора бобылей и нищих. И всего сто сорок семь дворов».

В 1773 году в селе вместо упоминаемой в XVII столетий деревянной церкви была построена новая, также деревянная, церковь с прежним храмонаименованием, которая из-за ветхости в своё время была разобрана. Стоит отметить, что в разное время храм относился к разным епархиям, а село – к разным губерниям: Тамбовской, Рязанской, Воронежской.

О существующем сегодня в с. Староклёнском каменном храме в книге священника Иоанна Добролюбова « Историко – статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии», изданной в 1884 году, указано: «… каменная Христорождественская церковь начата постройкою в 1850 году, а окончена в 1857 году. При оной придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы освящён в 1869 году. В приходе, состоящем из одного села, при 578 дворах в 1885 году числилось мужского пола – 2079 человек, женского пола – 2126 человек. В причте при Христорождественской церкви по штату 1803 годам положено было 2 священника, по штату 1873 года определено быть 1 священнику и 2 псаломщикам, с 1885 года состояли 1 священник, 1 диакон и 1 псаломщик, указом св. Синода от 25 августа 1886 года открыта вакансия 2 штатного священника».

При въезде в село в настоящее время видны купол и колокольня храма, строительство которого велось всем миром. Его строили в теплое время года. Сохранились сведения о том, что ежегодно с наступлением весны приезжали в село пять братьев, которые и были главными строителями церкви. Уезжали они только осенью, кода наступали морозы и нельзя было класть кирпич, который не имея специального оборудования, рабоче сами же и изготовляли. В селе сейчас сохранились места по улице Садовой и за улицей Первомайской, где в те времена были большие запасы глины. Там же сельчане соорудили и печь. Вначале формировали кирпич – сырец, сушили его, обжигали в печи. Для крепости в раствор, который использовали в кладке кирпича, добавляли яйца. Их приносили женщины всего села. Свой вклад в строительство внёс каждый житель. Примерно в 1890 были приобретены колокола, в установке которых также принимали участие жители села. Старожилы вспоминают, что звон самого большого колокола разносился на всю округу.

Храм изначально отапливался. Для этого в подвале была сложена печь. По всему полу были вставлены железные решётки на определенном расстоянии друг от друга, через которые тепло проходило в помещение из подвала. Дрова для отопления специально привозили с той делянки леса, которая приходилась на жителей села.

С 1917 года начались гонения на церковь. Многие храмы закрывались, а некоторые были целенаправленно разрушены. Страшные события тех лет коснулись и Христорождественской церкви. По воспоминаниям старожилов, примерно в 1930 году с колокольни храма были варварски сброшены колокола. В день, когда местная власть приняла это решение, были созваны все жители села, которые со слезами смотрели на происходящее. При падении большого колокола, он частично разбился, фрагменты его подобрали сельчане и до сих пор, как великую святыню, хранят их в своих семьях. После колокол с трудом погрузили на телегу и увезли на переплавку. С иконы Казанской Божией Матери была снята риза, украшенная особыми драгоценностями, но в целом здание храма удалось сохранить.

В те годы настоятелем храма был уроженец с. Староклёнского Иван Чучукин, 1906г.р., который впоследствии стал жертвой репрессий. Отец Иван был арестован в 1936 году. Шесть лет он отбыл в магаданских лагерях. Военным трибуналом войск НКВД по Дальстрою по статье 58-10 ч.2 УК РСФСР за контрреволюционную агитацию он был приговорен к расстрелу. Приговор исполнен 7 апреля 1942 года.

Христорождественский храм в с. Староклёнском была закрыта в 1937 году ( по другим источникам в 1939 году) по решению общего собрания граждан. Далее здание использовалось под зернохранилище и требовало капитального ремонта.

Верующие жители села неоднократно выступали с ходатайствами об открытии храма. На основании данных ходатайств была сформирована комиссия для проведения технического осмотра здания храма. В 1945 году церковь была вновь открыта. Много лет ушло на восстановление здания. За время ремонта была замена кровля храма и перекрыт купол. А в 1975 году церковь была электрифицирована. Много лет храм не отапливался, и лишь в октябре 1976 года было проведено паровое отопление. В 1985 году в здании были заменены полы, а в 1986 году –обновлен иконостас главного алтаря, который является копией иконостаса одного из храмов святой Афонской горы в Греции. Работа была выполнена под золото.

В 2004 году на престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября)были привезены семь колоколов, купленных на пожертвования прихожан. Они были установлены перед храмом. На освящение колоколов были приглашены все священники Первомайского района. Они отслужили соборно молебен, а затем с настоятелем храма отцом Николаем окропили колокола святой водой. И разлился по всему селу удивительный перезвон колоколов, ознаменовав собой возрожденный, обновленный приход. После молебна в колокола мог позвонить любой желающий. В этот день колокольный звон в с. Старокленском не умолкал ни на минуту. Весной 2006 года усилиями жителей села колокола были подняты на колокольню. А в декабре 2011 года храм был газифицирован.

Продолжительное время настоятелем храма Рождества Христова был отец Николай Варапаев. В 1992 году его сменил отец Николай Пузиков, который служил в храме 14 лет. Он был крещен в этом храме своим предшественником.

С ноября 2006-го по февраль 2012 года настоятелем храма был иерей Игорь Мартынов. А с марта 2012 года протоиерей Сергий Баев. В настоящее время настоятель Христорождественского храма в с. Староклёнском иерей Илия Филатов.

В дни великих праздников в храме особенно многолюдно. Ярко горят свечи, звучат молитвенные песнопения, затрагивающие самые потаённые уголки человеческой души. При храме действует воскресная школа, которая ведёт свою историю с 1994 года, когда стараниями молодого настоятеля, иерея Николая Пузикова, началось строительство двухэтажного здания дня неё. Спустя четыре года 22 февраля 1998 году воскресная школа распахнула свои двери для мальчишек и девчонок. Первыми педагогами были Нина Евдокимовна и Екатерина Игоревна Оськины, Инесса Геннадьевна Пескова.

Источники:

  1. История храмов Первомайского района. -Тамбов: ОАО «ИД «Мичуринск», 2013.С.- 104, с ил.Авторы: А.С. Труба, протоиерей А. Пронин, О.А. Мухортых
  2. https://sobory.ru/geo/
  3. http://bogojavlensk.prihod.ru/
  4. http://starklen.prihod.ru/

 


23-04-2020 Экскурсовод: Тимофеева Н.С.    Книги и издания   Краеведение