Рубрики

Виртуальная экскурсия " История храмов Первомайского района" день 2.

Следующий пункт нашей виртуальной экскурсии храм села Новое Козьмодемьяновское.

В первой половине XVIIвека появились населенные пункты: с. Клёнское (1946), с. Хобот – Богоявленское (1648) и с. Старокозьмодемьяновское (Гаритово,1648)- в урочище Хоботец – верховье р. Алешни. Основателями двух последних сел были драгуны, считавшиеся привилегированной частью войска. Документально существование села и церкви подтверждает «Геометрический Специальный план…» генерального межевания 1783 года, когда земли были официально отделены и закреплены за жителями Новокозьмодемьяновского. На плане обозначена церковь, а также указывается количество усадебной и пахотной земли, выделяемой священно-, церковнослужителями. Клировые ведомости XIX века сообщают, что в селе есть деревянная церковь СВ. бессребреников Космы и Дамиана, построенная в 1769 году. Известно, также, что в 1835-1837 годах деревянная церковь была перестроена, установлены каменная ограда и сторожка.

В 1879 году по проекту инженера Ф. Маркелова было начато строительство каменного однопрестольного храма, завершившееся в 1890 году. А в 1892 году была открыта церковно – приходская школа, которая размещалась в сторожке храма.  В конце 1801 года был издан Именной указ, запрещавший строить вновь деревянные церкви взамен сгоревшим или ветхих. Но, несмотря, на это деревянные церкви Тамбовской епархии продолжали строиться на протяжении всего XIXвека, что объяснилось, видимо, недостатком у прихожан средств, необходимых на каменную церковь. Новая деревянная церковь была построена и в с. Новокозьмодемьяновском. В клировых ведомостях Космодамианской церкви 70 -90 годов XIX века сохранилась краткая характеристика ее общего состояния: « Церковь сия устроена в 1769 г., а перестроена в 1837 на средства прихожан. Зданием деревянная, с таковою же колокольнею, которая по причине ветхости и тесноты не может держать уже на себе колоколов. Почему они и висят на особо устроенных столбах».  На строительство ограды и покупку колоколов было израсходовано 4000 рублей. Деревянный храм и колокольня просуществовали еще несколько лет, пока не была построена каменная церковь. В 1866 году приходским священником стал Иоанн Соколов. Благодаря его усилиям, по «его убеждению и настоянию» прихожане пришли к необходимости строительства новой каменной церкви ввиду ветхости деревянной ( особенно колокольни). В марте 1879 года в строительное отделение Тамбовского губернского правления поступило прошение на постройку каменной церкви в селе Новокозьмодемьяновском Хоботце Козловского уезда. Строительное отделение рассмотрело предоставленный проект и высказало по нему ряд принципиальных замечаний.Проект церкви был возвращен автору на доработку.  В мае 1879 года Тамбовская духовная консистория вновь предоставила на рассмотрение проект каменной церкви. Проект был утвержден, но с условием – постройка и закладка фундамента должна производиться под наблюдением техника, имеющего на это право. Заключение совещания подписали губернский архитектор Миролюбов и младший архитектор Мазуркевич. В 1879 году при Космодамианской церкви было образовано церковно – приходское попечительство во главе с приходским священником И.И. Соколовым. Оно занималось сбором средств на постройку храма и заготовкой строительного материала. Кроме того, была создана Строительная комиссия, куда обычно входили зажиточные сельчане. Строителем Космодамианской церкви был крестьянин Семён Иосифович Первушин.  В клировой ведомости за 1880 год приводятся краткие сведения о начале строительства каменной церкви: « …1879 г. Начата постройка новой каменной церкви, на которую удержано уже 12 тыс. рублей серебром».

Новая каменная церковь была поставлена в центре села, неподалеку от старой деревянной, которая по-прежнему в течение строительства исполняла свои функции.  Сведений о внутреннем убранстве церкви, иконостасе и ее утвари, времени освящения ни в клировых ведомостях, ни в Тамбовских епархиальных ведомостях, ни в справочных изданиях не найдено. В архивных документах сохранились сведения о священнослужителях: в 1899 году возглавлял приход священник Иоанн Знаменский; в 1907 – 1914 годы – Георгий Боярский. Церковный приход составляли сёла Хоботец – Ново – Космодамианское – 396 дворов (1911), деревни –Николаевка – 30 дв., Кошелевка – 25 дв., Долгинка – 17 дв.».

В 30 – 40-е гг. в связи с активными действиями против Русской Православной церкви Космодамианская церковь была закрыта, а здание передано под зернохранилище и склад сельхозудобрений (такая практика использования бывших храмов под зерно, картофелехранилище, клубы была повсеместной).

Новое функциональное использование церкви привело к многочисленным утратам как в интерьере, так и во внешнем облике здания.был разобран иконостас, увезены иконы, книги, почти полностью уничтожена роспись стен.

50-60-е гг. – период новой волны гонений на церковь. Вероятнее всего, что в эти годы или несколько позднее, когда храм перестал использоваться в качестве склада, он повергся (уже от времени и отсутствия поддерживающих ремонтов) естественному и искусственному разрушению. Была утрачена кровля восьмерика и трапезной, полностью разобрана высокая колокольня, уничтожены окна, двери, полы. Храм постепенно превращался в руины.

В конце 1990-х годов Космодамиановский храм был передан верующим, а летом 2000 года архиепископ Тамбовский и Мичуринский Евгений совершил молебен перед началом строительных работ на месте, где планировалось восстановить храм. 14 июля 2002 года в рамках Патриаршей программы «Храмы Российской глубинки» реконструированный храм во имя святых Космы и Дамиана был освящён. Работы по его полному восстановлению продолжались около полутора лет. Восстановление храма происходило по инициативе и при активном содействии уроженца с Нового Козьмодемьяноского, почётного гражданина Первомайского района, активного члена Международного фонда единства православных народов А.Д. Седых.

Помощь в благоустройстве прилегающей к храму территории оказал А.И. Духанин. Свой вклад в восстановлении святыни внесли также Н.А. Балашов и А.И. Воробьев.

Каменный храм –памятник архитектуры последней четверти XIX века – был и остается архитектурной доминантой в одноэтажной сельской застройке. Он преемник старого деревянного храма, давшего название селу. Космодамиановский храм (XIX –начала XX) – своеобразный очаг культуры. Его священнослужители были главными проповедниками грамотности на селе, учителями церковно-приходской и земской школ, не без участия которых они возникли.

И.о. настоятеля: иерей Ярослав Гривас

Источники:

  1. История храмов Первомайского района. -Тамбов: ОАО «ИД «Мичуринск», 2013.С.- 104, с ил.Авторы: А.С. Труба, протоиерей А. Пронин, О.А. Мухортых
  2. https://sobory.ru/geo/
  3. http://bogojavlensk.prihod.ru/

21-04-2020 Экскурсовод: Тимофеева Н.С.    Книги и издания   Краеведение