Рубрики

Бондарский народный календарь, 3 февраля

3 февраля – Максимов день. 
 Православная церковь чтит память Максима Исповедника.  По народному поверью Максима просят о крепости семейных уз, просят прощения и мирятся в семье. Муж и жена выходили, взявшись за руки с крыльца, подходили к яблоне и стряхивали на себя с снег, приговаривая: «Что бог соединил, то человек не разъединит». 
По месяцу гадали о будущем урожае: если он в тумане, будет жита до верху в закромах, а если небо безоблачно и звездно, то урожай будет невелик. (Ист.: Энциклопедия народных премудростей, - М,. 2014)
А мы продолжаем рассказывать вам об особенностях крестьянской одежды  в наших селах. В теплое время года пользовались лаптями. Плели их из лыка, в зависимости от количества лыка, лапти назывались шестерички, пятеречки, а из мелкого лыка – писанные. Сбоку лаптей делали ушки, за которые цепляли обороы, что бы при ходьбе лапти не соскакивали. В сырую погоду к лаптям привязывали деревянные колодки, как в деревне Фёдоровка, что рядом с Кривополяньем. Вместе с лаптями носили онучи. В селе Шилово пользовались мещерскими лаптями, которые были не очень хорошего качества, были редкими. 
Зимой обувь была исключительно валеной. Валенки или коты изготовляли для всех членов семьи. Умелые валенки были радостью для человека. Валяли валенки почти во всех сёлах, но самыми известными были валяльщики из села Митрополья, где почти в каждом дому валяли валенки и коты на продажу. В праздничные дни девушки надевали полугетры – кожаные со шнуровкой полусапожки на невысоком каблуке. Такая обувь была распространена в Максимовке и Куравщине.  А вот пахотноугловские ребята надевали кожаные сапоги. Сапоги были хромовые, юфтовые и яловые. Юфтовые сапоги носили крестьяне с небольшим достатком, хромовые – зажиточное население. Об их качестве судили так: голенище сапога собирали в ладони, если оно не умещалось, значит сапоги настоящие, качественные. Каблук у сапог был закруглен, а носок впереди скошен. 
Искусными сапожниками были бондарские умельцы. В конце 19 – начале 20 вв. здесь насчитывали от 30 до 50 сапожников.  У каждого были свои инструменты и колодки. Сапоги шили на заказ и для продажи  на рынках Тамбова, Моршанска, Кирсанова. Большое кожевенное производство располагалось в здании т.н. старой почты. Тут кожи выделывались, вылеживались, изготовлялось большое количество обуви. (Ист.: Народная культура Бондарского района /С.Махрачев, Т.Махрачева// Бондарская энциклопедия.- Т., 2013.) 

 


03-02-2020    Краеведение