Рубрики

Легенды и были села Митрополье. 2 часть

Часть II

 Не бывшие крепостными, здешние крестьяне очень восприимчивы к улучшению своей обстановки. Лучина, ночники не существуют, их вытеснила висячая лампа. В самой бедной лачуге, где обитает «голь перекатная» и то уже есть непременно лампа. В самом селе можно насчитать до полсотни самоваров. В числе праздничных угощений бывают печенья и конфекты, а дополнением к водке непременно служит какая-нибудь красная наливочка. Нравственность понимается здесь просто. Семейные узы не особо крепки, святость брака нарушается нередко. Есть случаи побега жен от мужей и наоборот. Семейные разделы вошли в обычай. Лошади ночуют в котухах, ничем не запертых. Мазанки и казармы не подвергаются контролю воров. Если измерять уровень нравственности степенью пьянства, то наши крестьяне за малым исключением стоят высоко. Общественных увеселений никаких, нет даже вечерних посиделок, обыватели видят в них рассадник разврата. Для мужчин местом увеселений служит кабак и трактир. Иногда наши православные тешатся кулачным боем. Временем наибольшего разгула бывают престольные праздники, осень со свадьбами и масленица. Есть Митрополье школа. Помещение – простая крестьянская изба, аршин 7-9, уже ветхая, с маленькими окнами, с одними рамами. Чувствуется большой недостаток классной мебели и в учебных принадлежностях. Некоторым из учеников приходится стоять. В школе насчитывается до 60 учащихся обоего пола. Большой процент (по сравнению с православными) составляют дети молокан. По словам учительницы, год тому назад, половина детей составляла из детей молокан, не смотря на то, что молокан в 7 раз меньше чем православных. Разница в любви к просвещению между молоканами и православными – поразительна. Православные к религиозным вопросам и обрядам равнодушны. Так не-большой храм даже и в годовые праздники бывает почти пуст. Уважают обычай вводить молодых – жениха и невесту – в дом в венцах. В особенности любят (самое подходящее выражение) справлять тризну по усопшим.

К слову сказать, в начале ХХ века в Митрополье отстроена новая школа на епархиальные средства. Село развивалось, в это же время в нем образовывается ссудо-сберегательное товарищество под председательством учителя Михаила Гавриловича Уварова и членами: Василием Афанасьевичем Астраханцевым и Григорием Никифоровичем Бирюковым - казначеем, Матвеем Яковлевичем Малюшкиным - счетоводом. В 1914 году в селе открыт аптекарский магазин Федота Егоровича Дерябина.

Школы

Уже в 19 в. в селах начинают открываться учебные заведения, епархиальным ведомством – школы грамотности и церковно-приходские, а крестьянским сообществом - начальные школы, впоследствии становшие земскими. Школы могли открываться в собственных домах священников или наемных избах крестьян, потом закрываться за неимением средств, но уже в конце 19 века школьное образование в селах начало приобретать стабильность, поддержку крестьянства, епархии и уездного земства. В 1861 г. по епархиальным сведениям в Митропольской волости открыты школы: в Шилове священник Николай Агапов обучает 10 мальчиков в своем доме; в Чернавке священник Андрей Новосельский обучает 22 мальчика в общественном доме; в Митрополье священник Федор Щеглов обучает 16 мальчиков в своем доме; в Коровино священник Никита Кастров обучает 31 мальчика в своем доме. В Митрополье действовали земская и церковно-приходские школы, в Чернавке — цпш, в Коровино — земская школа, в Шилово — школа грамотности. Школа в с. Митрополье впервые открыта крестьянским обществом в 1866 г., с марта 1879 года она стала называться земской, т.к. Тамбовское уездное земство начало частично финансировать содержание школы. Инспектор народных училищ после обследования Митропольской школы в своем отчете записал: «Школа размещается в наемном доме довольно тесно и неудобно. Земство оплачивает жалование учителю Александру Востокову, не окончившему семинарии, 200 р. в год и общество выделяет 90 р. на наем квартиры и приобретение учебных пособий. Учащихся 56, в том числе одна девочка. В 1892 г. крестьянское общество построило для школы деревянное здание с двумя классными комнатами». В 1886 г. параллельно земской духовное ведомство открыло в селе церковно- приходскую школу и разместило ее в церковной караулке. В 1902 г. Тамбовское Казанско-Богородичное миссионерское братство ассигновало 250 р. на постройку нового здания церковно-приходской школы в селе. Из страховой оценки Митропольской церковно-приходской школы 1910 года мы узнаем, что церковно-приходская школа – деревянная, одноэтажная, построена на кирпичном цоколе, покрытая железом, окрашенным зеленой масляной краской. Здание представляет два продолговатых прямоугольника, соединенных между собой (наискось) промежуточной постройкой. Длина первого строения - 18 аршин, ширина - 9, длина второго - 17 аршин, ширина - 7 , высота всего строения 6 аршин. Слева пристроены сени тесовые длиной 8 аршин, шириной 2 ½ аршина, высотой 4 аршина. Справа парадное крыльцо, размером 5х4 арш., высотою 5 арш. Окон в школе 18 шт,. из них 15 больших с двойными рамами. Дверей одностворчатых 8 шт. Печей 1 русская и 3 голландских. Школа построена в 1905 году, здание хорошее. Есть в школе и двор с сараем. Известен учительский состав школ на 1913 год. Земские школы: Митропольская: законоучитель — священник Александр Иванович Ильинский, учитель — Михаил Гаврилович Уваров, учительница - Екатерина Ивановна Уварова; Коровинская: законоучитель — священник Констанин Растошинский, учитель Иван Егорович Булычев; Чернавская: законоучитель — священник Евгений Иванович Семенов, учителья Алексей Яковлевич Володин, Александр Иванович Кошеляев; Максимовская: законоучитель — священник Евгений Иванович Семенов, учительницы — Мария Ивановна Иванова, Вера Николаевна Маматова. Церковно-приходские школы: Митропольская: законоучитель — священник Александр Иванович Ильинский, учитель - дьякон Дмитрий Михайлович Щеголов, учительница — Ольга Васильевна Казанская; Коровинская: законоучитель — священник Констанин Растошинский, учитель — Константин Феодорович Полянский; Шиловская: законоучитель — священник Александр Иванович Добров, учитель Петр Арефьевич Бокатанов.

Законоучитель — преподаватель закона Божьего, одного из обязательных предметов в школе того времени.

Покровская церковь в селе Митрополье

Первая церковь в селе построена, вероятно, в начале 18 века, т.к. в различных документах Митрополье упоминается как новоселебное село Покровское по наименованию церкви. Сведения об этой церкви нет. Епархиальные сведения о Покровской церкви, построенной в 1795 г. есть в клировых ведомостях 1857 г.: "Церковь Покрова в селе Митрополье, построена 1795 года тщанием прихожан, зданием деревянная с такою же колокольнею, крепкая. Престолов в ней один во имя Покрова Пресвятые Богородицы. Утварью достаточна и находит полный круг Богослужебных книг. Земли усадебной три десятины, пахотной 66, сенокосной нет. Дома у причта собственные, деревянные на церковной земле. При церкви богадельня на два человека. Опись церковного имущества с 1845 г., метрические книги с 1792 г, исповедные росписи с 1814 г." В 1868 г. при церкви открыто церковно-приходское попечительство под председательством крестьянина Александра Дмитриевского. В 1879 г. попечительство возглавил крестьянин Иоанникей Казьмин. В 80-х гг. XIX века в Митрополье по епархиальным сведениям: православных душ м.п. - 1034 , ж.п. - 1082. Молокан — 234, в Горках - 32, в Низовой - 1. Всех молокан в приходе 267 душ. "В церкви имеется замечательная древняя икона Тихвинской Божией Матери, к которой жители окрестных сел имеют великое усердие, перед нею служат молебны и претекают с верою, особенно во время ярмарки, ежегодно бывающей в том селе так называемой — Тихвинской 26 июня, тогда эту икону обносят по ярмарке и служат молебны". А теперь вернемся к повседневной жизни села.

Бытовая жизнь села. Прогон

Дорогие читатели, вас конечно интересуют не только сухие цифры статистики прошлых столетий, хотя они и передают основные показатели жизни того времени, но и простая жизнь далеких предков: чем жили, с какими трудностями сталкивались, какие события происходили. Сохранилось несколько подробных статей о бытовой и религиозной жизни Митрополья священника Петра Благонадеждина, который служил в селе в начале 20 века. Священник был активным, неравнодушным и деятельным человеком. В своих описаниях он касался разных сторон жизни крестьян, имел свое мнение, благодаря его трудам до нас дошли интересные сведения о селе. Центр села назывался Прогон, находился он на большом грунтовом тракте из Кирсанова в Моршанск в двух верстах от храма. Здесь расположено волостное правление, земское училище (школа), торговые местные лавки, три или четыре чайных заведения, казенная винная лавка. «Здесь, на Прогоне, обыкновенно в самое недавнее время решались все мирские, местные дела при непременном условии магарычей, взяток, обманов и т.д. Поэтому Прогон среди лучших прихожан и добрых русских граждан считается у нас как бы притоном с весьма плохой репутацией прошлого». Дело в том, что в церковной летописи и по свидетельству современников с 1830 по 1877 г. в Митрополье был упадок православия и церковный причт вел зазорно-нетрезвую жизнь, плохо исполнял общественные и частные богослужения, оставлял и забывал древне-христианские благочестивые обычаи. В селе распространилось молоканство в весьма большом объеме. В селе заведены особые порядки, здесь большая власть среди жителей принадлежит некоторым «сильным» личностям, «сильным протестантам», как называет их священник Петр Благонадеждин. И эти сильные протестанты порой на сходах решение принимают исходя не из нужд общества и разумного основания, а только лишь своего личного мнения. С 1878 г. для православия в Митрополье наступили лучшие годы. Причт во главе со священником показывал пример трезвости и усердия в службе Божией. Заведено общее пение в храме. Открыто общество трезвости. Все это поддерживало и ободряло православных. 20 февраля 1905 г. в селе избирался приходской совет. Жители собрались в сбороной избе для решения этого вопроса. Рекомендации епархиального начальства предполагают избрание в совет благочестивых прихожан во главе с настоятелем. Но тут сильные протестанты путем «выкрикивания» избрали совет из людей, которые в церкви почти не бывают, а руководителем совета настояли сделать крестьянина. Тогда настоятель предложил выдвинуть от каждой пятисотни жителей одного представителя. На том и сошлись. Фактически избрали два приходских совета и оба списка подали на утверждение в епархию. Целый месяц они были на рассмотрении, епархиальный епископ утвердил состав под руководством священника. После этого случая настоятелю храма «нужно было лавировать и спасать корабль церковный». Поэтому вопрос о благоустройстве сельского кладбища, установлении ограды решался более тонко, с применением, как бы мы сейчас сказали, избирательных технологий. На общий сельский сход был вынесен вопрос о сборе денег - самообложении по 10 коп. с души на предмет устройства кладбищенской ограды. Священник настоял на том, что бы на сельском сходе этот вопрос решался «перегонкой». «По свидетельству самих прихожан «перегонка» всегда оказывается самым действенным способом против возражателей-мироедов. Дело в том, что обыкновенно сильные мирские воротилы во всех сельских сходах всегда являются в расправу, или в сборную избу, и всегда протискиваются вперед к столу, где староста. Эти сильные всегда протестанты против всякого доброго, безмагарычного дела. Убийственный момент – «перегонка» значит: кто не согласен, тот отходи, т.е. протестанты все должны отходить от стола и выходить через тесно набитую избу вон, наружу. Значит, когда по предложению старосты, занимающего первое место на сходе, объявляется решительная развязка вопроса перегонкой, то не соглашающиеся мироеды должны выходить из избы вон. Кризис разрешается насмешкой: сомнительно «сильные», не желая покидать своих мест из боязни под смех и толчки остальных присутствующих, соглашаются подписать приговор всех. Этот метод «перегонки» и решили в крайнем случае употребить с протестантами» Надо ли говорить, что этот вопрос был решен положительно. Осенью крестьяне послали несколько подвод в свою Хмелинскую лесную дачу за саженцами деревьев, наняли поливальщика, собрали 200 рублей денег для благоустройства кладбища. Купили 160 дубовых столбов на кладбище и ремонта ограды вокруг храма, проволоку. Назначены были торги и с помощью сельского писаря заключено соглашение с мастерами. «Теперь можно сказать: Слава Богу! Кладбище обнесено оградой из дубовых, окрашенных в белила столбов с четырьмя рядами по ним колючей проволоки и с тремя рядами гладкой толстой проволоки, всего семь рядов. Сделаны ворота с крестом над ними».

Молокане в Митрополье

Коренные жители Митрополья издревле православные. В начале XIX столетия здесь распространилось молоканство.

В 18-19 вв. по всей Тамбовской губернии начали распространяться различные духовные секты. В наших селах в основном стало популярным молоканство. Молокане называли себя духовными христианами. Название «молокане» они объясняли тем, что их учение - «чистое словесное молоко». Молокане отвергали внешнее поклонение Богу, церковные обряды, отвергали иконы и крест, не признавали церковных таинств, священников как посредников между людьми и Богом. Они верили в единого Бога в трех лицах, признавали Святое Писание, но отвергали предание. Молокане воздерживались от алкоголя, табака, свинины. Они признавали лишь те светские законы, которые не противоречат Божьим, не должны участвовать в насилии, поэтому не служили в армии. Молокане подвергались преследованиям со стороны светской и церковной власти. В 19 веке тамбовских молокан переселяли в Таврическую губернию, тех, кто не выезжал добровольно, высылали принудительно. Но число молокан в Тамбовщине росло, многие исповедовали свое учение тайно. В 1861 г. молокане Грибоедова обратились к властям с просьбой открыть в селе молоканскую секту. Морашнский исправник сообщил губернатору, что если это разрешить, то крестьяне Грибоедова и Шачи перейдут из православия в молоканство. Поэтому прошение оставили без последствий. В конце 19 века возник «толстовский толк» среди молокан под влиянием идей Л. Толстого. Один молоканский пресвитер из наших сел переписывался с Л. Н. Толстым. По указу о веротерпимости от 17 апреля 1905 г. молокане были уравнены в правах с последователями других религий. (Из Тамбовской энциклопедии)

Секта молокан, по сказанию старожилов, организовалась в Митрополье в 1804 г. основателем молоканства Семеном Уклеиным. Первым распространителем и учителем секты стал Матвей Евдокимович Токарев, который со своими последователями, по распоряжению правительства в 1836 г. был сослан за Кавказ. После него остались молокане сын его Илья Матвеевич Токарев, государственный крестьянин Семен Матвеевич Шалаев, затем Илья Пантелеимонович Токарев, а с 1905 г. - Феодор Захарович Абросимов. Расцвет сектантства в селе пришелся на 19 и начало 20 вв. Обратимся к газете «Тамбовские губернские ведомости» за 1884 г.: «Секта эта существует издавна. Лет 40-50 тому назад все наши молокане, в числе 200 душ были высланы из Митрополья в отдаленные места России. Но некоторые из них, испугавшись такого странствия, перешли в православие. Вот от них-то впоследствии и распространилась молоканская секта в нашем селе. На вид молоканин угрюм и серьезен. Глядит всегда вниз, не любит шутить и смеяться, но в обращении ласков и тих, кланяется низко, и особенно старым людям, которые у них в большом почете. Водки молокане не пьют, песни не поют, и за великий грех считают играть на музыкальных инструментах. Конечно, все это соблюдают только настоящие молокане, но есть между ними и такие, которые редко выходят из кабака. Молокане все грамотные и в каждом доме есть Библия и Евангелие. Собрание или богомолье бывает у них каждый праздничный день. Обыкновенно, в 8-9 часов утра молокане собираются в какую-нибудь избу, и здесь рассаживаются на скамейках; главный же из них, учитель, именуемый пресвитером, садиться в передний угол, берет библию и, прочитав из нее какой-нибудь стих, начинает объяснять его, потом хором поют этот же стих и так далее. Наконец все встают и становятся в круг, один из них, став посереди круга, кланяется каждому два раза в пояс, а молодые старикам и до земли. Тот отвечает ему тем же и после каждого раза целуются. Это продолжается до тех пор, пока все перецелуют друг друга. Такой обряд называется у молокан «мирствованием». Если случиться у молокан какая-нибудь треба, как то: крестины, поминки, похороны и т. п., то в дом его собираются почти все молокане и, после совершения ими служения, все без исключения садятся за стол, наполненный всевозможными яствами, более же всего молокане любят есть мед с белым хлебом. Подобные обеды для бедных служат истинным разорением. Через полчаса после обеда все снова садятся за стол, и начинается чаепитие, причем съедается неимоверное количество кренделей и ситного. Такое пиршество продолжается иногда до самой ночи. Молокане большие охотники до споров о религии и всеми мерами стараются привлекать православных в свою секту. Для этого они употребляют всевозможные ласки и так вкрадываются в душу невежественного мужичка, что тот действительно начинает колебаться, и наконец, вовсе переходит на их сторону. Так например, года два тому назад, один крестьянин, бывший 6 лет церковным старостой и посещавший нередко общество молокан, не устоял против их обольщения и перешел в их секту». В мае 1905 года выдалась продолжительная засуха, «аки некая разжигающая огневица, погибель хлебным злакам следовала». Православные прихожане Митрополья по древнему обычаю собрались на особую молитву по случаю такого бедствия. Решено было совершить многолюдное богомолье в полях Митрополья и Низовки, этот день был объявлен нерабочим. Крестный ход начался у церкви, затем продолжился на кладбище вселенской панихидой, потом направился по засеянным полям около 20 верст кругом, в разных местах совершая молебны. Завершено богомолье у церкви водоосвящением. Через два дня подобное молебное шествие было совершено молоканами, которые с теми же молитвам, псалмами ходили по своим полям. Нет сведений, увенчались ли успехом эти моления. Известно только, что 10 июня 1905 года в селе случился пожар. При тихой и безветренной погоде сгорело 63 дома с надворными постройками. Наряду с православными сгорели два дома сектантов – молоканского пресвитера Ф. З. Матвеева и дьякона, сгорел и дом православного дьякона Николая Щеглова. По обычаю, заведенному в селе, с помощью других селян началось подмога пострадавшим хозяйствам. В праздничный или выходной день соседи и сродники выезжали в лес за срубом, в поле за хлебом, помогая погорельцам восстановить хозяйство. За такое доброе дело хозяин обычно благодарил угощением водкой с закуской. Помогли сельчане и молоканам, которые также угощали помощников рюмочкой. После указа о веротерпимости от 17 апреля 1905 г молокане обратились с просьбой отдать им под молельный дом пустой хлебный запасной магазин. Правда, многие православные христиане на это им возражали: «Вы отказались от нашего рукотворного храма, по-вашему - идольницы, то какая вам молельня. Молитесь в копченых избах, где равно спят и едят, все живут и бранятся, где бывают и собаки, и телята, и ягнята…» Тамбовская епархия неотступно вела борьбу с различными сектантскими учениями. Для этого в 1875 г. в губернии организуется Казанско-Богородичное миссионерское братство. С этого времени противосектантская работа приобрела регулярный характер, в села, зараженные сектантством приезжали миссионеры, организовывались различные курсы, лекции, чтения, бесплатная раздача литературы с помощью епархиального книгоноши. В 1889 г. в Митрополье с беседой приезжал миссионер - афонский монах Арсений. Новой формой миссионерской работы стала организация миссионерских союзов среди приходского духовенства. Первым союзом в Тамбовской епархии стал «Митропольский миссионерский союз» с центром в селе Митрополье. Члены союза организовывали крестные ходы, общественные чтения, беседы, распространение литературы. Вслед за ним стали появляться подобные союзы в разных уездах епархии.

«Митропольский миссионерский союз»

27 августа 1906 г. в Митрополье по инициативе церковного причта и с благословения епископа Тамбовского Иннокентия, был образован «Митропольский миссионерский союз», целью которого стало поддержка, развитие и укрепление православной веры в близлежащих селах и борьба с местным сектантством. В союз вошли священники и священнослужители из сел, где распространено сектантство: Митрополье, Чернавка, Коровино, Грибоедово, Шилово, Пахотный Угол, Бондари. Справедливости ради надо сказать, что в Бондарях никогда не было молокан, а несколько человек, которые жили здесь в начале ХХ века — выходцы из села Рассказово. «Митропольский миссионерский союз» действовал энергично, была утверждена Памятка союза, инструкции по работе с сектантами, проводились съезды и встречи в вышеозначенных селах. Работа велась с молодежью, общественниками, работал книгоноша, распространявший антисектантскую литературу. За три года с начала работы было проведено не менее 40 заседания союза, на них рассматривались вопросы, касаемые православной жизни, сектантства, школьного обучения, религиозных обрядов и др. На собрания приезжали причты соседних сел, служились молебны, начиналась работа, в том числе и беседы с сектантами. Собрания прошли в Митрополье, Коровино, Грибоедово, Чернавке, Бондарях, Шаче и др. Работа союза была горячо одобрена епархиальными властями, многочисленные статьи о нем напечатаны в «Тамбовских епархиальных ведомостях», «Миссионерском обозрении», на собраниях почти всегда присутствовал епархиальный миссионер. Были организованы миссионерские курсы в церковно-приходских школах, закупались книги и журналы для церковных и приходских библиотек. Деятельность союза вызвана требованиями той жизни, когда после закона о свободе вероисповеданий в Тамбовской губернии начали стремительно распространяться идеи молоканства и штундо-баптистства. Революционная смута 1905 г. внесла свой вклад в то, что бы народ отшатнулся от своих древних устоев, общинного уклада, православных традиций. К чему привело такое возбуждение общественной мысли, мы все прекрасно знаем. Поэтому поняты чаяния и переживания священников, обеспокоенных упадком православия в селах. Хотя народ в этих селах был зажиточный, постройки в селах, по сравнению с другими местами, богатые, но храмы и школы часто были убогие. Если где и были хорошие школы, то это заслуга и труд самих священников-настоятелей. Действительно, не раз епархиальные власти объявляли благодарность священникам, законоучителям и учителям, которые содержали на свои личные средства школы в Прибытках, Митрополье, Коровино. Крестьяне не раз причиняли вред и порчу имущества священнослужителей. Так, в Грибоедове, с поля настоятеля храма увезли 40 копен ржи и овса, зимой сожгли ригу с запасом корма и дров, сожгли омет соломы. В Митрополье у священника зимой вырубили дотла весь сад, а летом выпустили сельский скот на посевы и растащили 15 возов скошенной травы. Митропольское духовенство посчитало это местью за трезвое и честное проповедование, обличение неправедной жизни, строгое требование от прихожан жизни по закону Божьему и уставу церкви. Еще одним вопросом, который постоянно, в течение десятилетия поднимался духовенством — это перенос базара в селе Бондари на другой день с воскресения. По воскресеньям в Бондарях бывала очень крупная ярмарка, здесь торговали крестьяне и торговцы со многих окрестных сел, деревень Тамбовского, Моршанского и Кирсановского уездов. Живой скот, корма, изделия ремесленников - сапожников, портных, гончаров, вязальщиков, валяльщиков, разные съестные припасы — сбывались на ярмарке в огромном количестве. Поэтому крестьяне близлежащих сел стремились попасть на базар, что бы с выгодой продать товар и купить необходимое. Воскресные церковные службы по этой причине оставались малочисленными, что и вызывало опасения священнослужителей. Действия «Митропольского миссионерского союза» продолжались в 1908, 1909 гг. Часто бывали лекции, беседы, чтения литературы. Православные прихожане посещали собрания, сектанты отсутствовали. В 1909 г. священник Петр Благонадеждин, основатель союза, был перемещен к церкви с. Мучкапа, где продолжил свою миссионерскую деятельность, публиковал статьи в «Тамбовских епархиальных ведомостях». Постепенно накал сектантства ослабевал. Первая мировая война напрягла все народные силы, сплотила народ духовно вокруг православных идеалов, начался невиданный подъем патриотизма, интерес и вера к сектантам сошли на нет сами собой, тем более, что учение баптистов изначально исходило из Германии, а она была нашим противником в войне. Борьба с сектантством утратила открытое противостояние, а стала проводиться через просвещение и укрепления православных людей. Продолжение следует...

Галина Ступникова 


15-06-2022 Ступникова Г.Н.    Краеведение