Рубрики

Бондарский календарь, 19 января

Крещение Господне, или Богоявление, православные христиане празднуют 19 января. В этот день Церковь вспоминает евангельское событие — как пророк Иоанн Предтеча крестил Господа Иисуса Христа в реке Иордан.

 Основным действием кануна является выбор и подготовка места для совершения обряда водосвятия. В близ лежащих водоемах вырубалась прорубь в форме квадрата изо льда, которую повсеместно называли иорданью. Во главе с батюшкой прихожане с церковными знаменами, иконами, свечами и другими культовыми предметами совершали крестный ход. После завершения обряда водосвятия прихожане набирали освященную воду и купались в проруби по обету или для здоровья. Дома хозяева брызгали домочадцев, окропляли углы, обходили надворные строения и добавляли крещенской воды в еду для скота. Разговляться на Крещение начинали с глотка святой воды. Еще одним обязательным действием, соблюдаемым повсеместно, было закрещивание: кресты рисовали мелом на входных дверях жилых помещений и амбаров, на сундуках, чтобы защитить от нечистой силы.

Две недели от Рождества Христова до Крещения Господне, ознаменовывают начало и окончание самого крупного зимнего народного праздника и гулянья, которое получило название Святки. В этот период времени практически повсеместно молодежь устраивала посиделки, снимая большой дом у одиноких стариков, или собираясь по очереди, в доме друг у друга. В первой половине дня девушки выполняли несложную работу, отшивая полотенца, скатерти, а вечером ожидали гостей. К десяти часам собиралась большая часть молодежи на игрища. Большинство игр было нацелено на образование новых пар, поэтому их суть буквально сводилась к выбору партнера: «Птички», «Милый сосед» (с. Куровщина),  «Сосед соседку любишь?» (д. Шилово), «Ручеек» и др. Этой же цели подчинены и многочисленные разнообразные святочные гадания. Девушек интересовало имя и характер суженого, ремесло, которым он будет владеть в совершенстве, характер и нрав свекрови и т.д.

Среди уличных забав этого периода большой популярностью пользовались кулачные бои, изв. больше как кулачки, в к-рых участвовали, как правило, жители близлежащих сел. Участники боя собирались у церкви или на лугу. Обговорив условия ведения боя и установив границы, они начинали борьбу. На территории Бондарского района применялись традиционные способы ведения боя: село на село, край на край, и действовали общепринятые правила: бились до первой крови, лежачих не били.

Лит.:Бондарская энциклопедия / Науч.ред. В.В. Канищев. – Тамбов, ОАО Издательский дом «Мичуринск», 2013


17-01-2020